Понедельник, 20.11.2017, 21:55




  Чеховщинская
вспомогательная
школа-интернат
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Архив записей

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

От знаний к самостоятельности. Формирование социально значимых компетенций у учащихся вспомогательной школы-интерната

Успех самостоятельности детей  с особенностями психофизического развития напрямую зависит не только от усвоения знаний, умений и навыков, но и от того овладеет ли ребенок социально значимыми компетенциями, которыми он сможет воспользоваться, покинув стены учреждения образования. Обладая определенным багажом способов деятельности и общения, учащийся сможет преодолевать жизненные трудности, сумеет  активно взаимодействовать с окружающим миром,  сможет  получить возможность и найти свое место в жизни, стать самостоятельным полноправным членом общества. Поэтому формирование социально значимых компетенций по праву можно считать одной из приоритетных задач обучения и воспитания учащихся вспомогательной школы-интерната.

Компетенции − способности, основанные на знаниях, умениях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретаются в образовательной деятельности и определяют мобильность личности [1].

 Компетентностный подход в специальном образовании рассматривается как комплексное понятие, влияющее на содержание образования, которое в свою очередь призвано не только обеспечить усиление практической подготовки, но и помочь подготовить ребёнка к умению решать различные жизненные проблемы.

Социально-бытовая компетенция рассматривается исследователями как совокупность знаний о социальном и предметном мире, умений осуществлять социальное взаимодействие с взрослыми, сверстниками и продуктивную деятельность с объектами реальной действительности. В качестве компонентов социально-бытовой компетенции выделяют следующие: социальный, личностный, бытовой [3]. 

Целенаправленная работа по формированию социально-бытовой компетенции учеников вспомогательной школы предполагает решение ряда задач:

• развитие способности ориентироваться в социальных отношениях;

• обучение навыкам взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

• формирование способности познавать себя, осознавать свои возможности, потребности, желания;

• обогащение и уточнение знаний детей о предметах и явлениях окружающей действительности, формирование способов действия с ними.

В своей работе педагог особое внимание уделяет содержанию обучения детей с интеллектуальной недостаточностью с учетом уже сформированных у них умений и знаний - ключевых компетенций.

Однако, как показывает практика, на начальном этапе обучения и не только, имеющиеся знания и опыт у детей находятся на довольно низком уровне, либо, по ряду индивидуальных причин, отсутствуют вовсе. При этом учащиеся одного класса обладают знаниями разного уровня, имеют личностные и индивидуальные особенности, способности. В данной ситуации  перед педагогом встаёт ряд серьёзных вопросов: как  грамотно организовать обучение, чтобы помочь каждому ребенку;  с чего начать работу; какие условия и возможности, средства и методы работы нужны для успешного усвоения  знаний учащимся и т.д.

Первоначально нужно определить какую работу необходимо провести педагогу по формированию социально значимых компетенций, подготовке ученика к самостоятельной жизни.

Всю деятельность можно условно разделить на несколько этапов:

  • первый этап – подготовительный. На данном этапе происходит знакомство с ребенком и его семьей, окружением, условиями проживания, состоянием здоровья, изучением представленных в школу документов;
  • второй этап – диагностический. Педагог, находясь рядом с ребенком и используя в основном метод наблюдения, изучает возможности и умения учащегося, а также при помощи ряда заданий, поручений  определяет уровень его знаний и умений самостоятельно принимать решение и преодолевать трудности. Результаты  наблюдения отражаются в диагностических картах, при составлении мониторинга. Изучение ребенка происходит как на уроках, так и во внеурочное время, при этом целесообразным на данном этапе является привлечение других специалистов, таких как воспитатель, педагог психолог, медицинский работник;
  • третий этап – основной.  Он является этапом планирования работы и реализации составленного плана. Здесь происходит определение приоритетных направлений обучения и воспитания, организации деятельности с использованием образовательных программ, создание наиболее благоприятных условий для получения ребенком знаний, умений и навыков, социально значимого опыта – формирование необходимых в дальнейшей самостоятельной жизни компетенций. Успехи и неудачи,  которых достигает при этом учащийся,   отражаются в виде промежуточной диагностики, исходя из этого, проводится корректировка деятельности и планирования работы;
  • четвертый этап – заключительный. Этот этап является итогом предыдущих этапов. Здесь можно определить насколько работа, которую провел педагог, была выполнена результативно, и учащийся достиг положительной динамики,  усвоил всё, что необходимо, сможет   ли применить полученные знания в своей самостоятельной жизни, решать встающие перед ним проблемы.

Каждый из этапов имеет свои задачи и требует серьёзной подготовки и работы со стороны учителя, немаловажен при этом опыт педагога, его умение наблюдать и анализировать, взаимодействовать с ребенком, его окружением, оказывать помощь, работать с родителями, привлекая их к обучению и воспитанию ребёнка.

На примере семейно-бытовой адаптации учащихся можно рассмотреть, каким образом осуществляется формирование социально-бытовой компетенции у учащихся вспомогательной школы-интерната, и  показать трудности,  с которыми сталкивается педагог в процессе работы. 

Изначально необходимым аспектом является тесное взаимодействие семьи и педагогического коллектива школы, что предполагает усвоение детьми знаний по следующим направлениям:

  • Члены семьи, родственные отношения, обязанности членов семьи;

На каждом уроке по предметам «Человек и мир», «Социально-бытовая ориентировка», «Социальная адаптация» (во втором отделении) формируется система знаний и умений, необходимая для овладения опытом социального взаимодействия в семье, в коллективе класса, школы, в общественных местах. Дети закрепляют умение приветствовать друг друга, прощаться, просить прощения, благодарить за услугу.

В процессе работы педагог обращается к личному опыту детей, их положительным впечатлениям и эмоциям.

Например, актуализируются представления о праздновании дня рождения ребенка, поздравлениях и пожеланиях имениннику. Затем ученики рассматривают и анализируют аналогичную сюжетную картинку, предложенную как вспомогательный материал на уроке.

Постепенно ученики осваивают различные социальные роли: сына, внука, ученика, друга, покупателя, пассажира.

 При изучении темы «Семья» не все ученики могут назвать членов семьи, своих родственников. Есть ученики, которые  забывают оперировать такими понятиями как брат, сестра, дочь, сын, внук, внучка. Поэтому процесс освоения роли происходит в определенной последовательности. На первом этапе ребенок имитируют внешнее поведение взрослого (читает газету, делает укол). На втором этапе принимает ролевое действие как сценарий игры (играет роль мамы, врача, водителя). На третьей стадии ребенок представляет социальное ожидание окружающих на свои действия в избранной роли, например покупателя в определенном отделе магазина, или же заботливого сына в сюжетно-ролевой игре «Как я помогаю маме дома».

В естественной обстановке ученики знакомятся с профессиями работников школы, наблюдают за их деятельностью, взаимоотношениями, учатся задавать вопросы и поддерживать диалог с окружающими людьми. Полученные впечатления о трудовой деятельности взрослых, об их жизни и общественных отношениях ученики учатся отражать в общении друг с другом, в сюжетно-ролевых играх, в практической деятельности.

  • Помещения квартиры и элементарные способы ухода за помещением;

На уроках по предметам «Социально-бытовая ориентировка», «Социальная адаптация» учащиеся  учатся правилам и способам ухода за комнатными растениями, способам сухой уборки помещения, чистки и мытья пола, умению украшать помещение.

Ребятам очень нравится участвовать в игре-конкурсе «Уборка квартиры», в ходе которой  класс делится на команды (если детей мало каждый получает индивидуальное задание), после выполнения задания анализируется качество выполнения задания, дается оценка.

Изучение темы «Уборка помещений» вызывает определённые трудности из-за выраженных нарушений мелкой и общей моторики обучающихся.  Необходимо многократное повторение простейших действий для того, чтобы сформировать устойчивый навык подметания и мытья пола.

  • Оборудование кухни, кухонная посуда, средства и способы ухода за мебелью;
  • ​Основные продукты питания, способы приготовления пищи;

Например, по разделу «Питание» ученики усваивают способы приготовления пищи. Учитель предлагает ученикам рассмотреть картинки, запомнить название продуктов питания через дидактическую игру «Продукты питания». С целью обобщения знаний о посуде с учащимися проводится дидактическая игра «Подбери посуду». Также ученики знакомятся с правилами безопасного поведения на кухне, правилами приготовления блюд, затем приступают к приготовлению простых блюд.

При приготовлении бутербродов каждый ребёнок выполняет индивидуально работу в зависимости от состояния моторики. Нарезка хлеба, сыра, овощей или фруктов, а также составление бутербродов проводится под контролем учителя.

  • Одежда, головные уборы и способы их хранения, способы ухода за одеждой и головными уборами;

Ученики младших классов вспомогательной школы имеют определенный запас знаний о предметах быта – одежде, обуви, посуде, предметах гигиены. Вместе с тем выявлено, что эти знания поверхностны, фрагментарны, слабо дифференцированы. Школьники затрудняются в выделении предметов и их частей, часто заменяют название предмета функцией.

Ребятам при изучении данного раздела предлагается работа с рассказом «Одежда», проводится сюжетно-ролевая игра «Магазин одежды для куклы», игровое упражнение «Как мы одеваемся», практические задания по различению одежды, умению сортировать одежду, складывать разные виды одежды.

Учащимся предлагается стирка мелких предметов одежды. Практика показывает, что наиболее частыми ошибками является непоследовательное выполнение работы, многие  ребята забывают выполнить этап полоскания.

Также дети на достаточно уровне овладевают операциями по ремонту одежды: пришивание пуговиц с двумя, четырьмя отверстиями, втягивание и закрепление резинки. При изучении данных тем также типичными являются следующие трудности: ребята забывают закреплять нить в начале и конце работы, определить точное место для пришивания пуговицы.

  • Обувь, способы и средства ухода за обувью;

Ребята знакомятся со способами чистки обуви из разных материалов, способами сушки обуви.

Для эффективной работы по формированию семейно-бытовой компетенции на каждом занятии необходимо создавать положительный эмоциональный настрой и развивать умение оценивать результаты труда.  В классах первого отделения на помощь приходят проблемные ситуации, в процессе решения которых обучающиеся  оценивают свою работу, обращаются за помощью к одноклассникам или взрослым, оказывают помощь сами. В классах второго отделения симпатичный персонаж сказок (Ушастик, Чебурашка, Гном) приходит в гости и способствует оценке успехов учеников при освоении различных способов деятельности.

Для закрепления  полученных знаний, умений и навыков необходимым условием является:

  • совместное проведение «рейдов» чистоты и порядка «ученик-учитель-воспитатель»;
  • ведение  «Санитарных экранов» классов, групп, с подведением итогов, определением победителя;
  • организация дней самообслуживания, когда дети самостоятельно одеваются, собираются на занятия, выполняют все режимные моменты.

Можно с уверенностью сказать, что сегодня главной задачей является подготовка ученика такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.

 Учителю предоставляется возможность проявлять творчество, изобретательность при создании ситуаций, способствующих включению каждого ученика в деятельность, освоении им социально значимых компетенций, формировать знания о  не простом мире отношений между людьми.  Учить ребенка жить самостоятельно  — это крайне сложные задачи, однако даже если не удается достичь положительного результата, то, как сказал Ричард Брэнсон: «Урок, который я извлек и которому следую всю жизнь, состоял в том, что надо пытаться, и пытаться, и опять пытаться – но никогда не сдаваться!»  Многократные упражнения с применением последовательных требований способствуют закреплению знаний и формируют самостоятельность учащихся.

 

Список литературы

  1. Варенова, Т. В. Компетентностный подход в образовании детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития / Т.В. Варенова, Н.С. Шаринец // Мир детства в современном образовательном пространстве: сборник статей студентов, магистрантов ; под ред. И. А. Шараповой. – Витебск : УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2010. – Вып. 2. – С. 193–195.
  2. Левко, А.И. Онтологические основания социальной адаптации и интеграции в обществе лиц с особенностями психофизического развития / А.И.Левко // Образование и педагогическая наука: тр. Нац. ин-та образования. Вып. 1. Концептуальные основания / ред. кол. Змушко А.М. (пред.) [и др.]. Минск: НИО, 2007. – С. 5-12. (Серия 6: Образование лиц с особенностями психофизического развития).
  3. Кислякова, Ю.Н. Методические рекомендации по реализации программы «Бытовая самостоятельность» // Коррекционно-педагогическая работа в домах-интернатах для детей с умственным и физическим недоразвитием: учеб-метод. пособие для педагогов / И.К.Боровская [и др.]; под ред. Т.В. Лисовской. – Минск: Четыре четверти, 2008. – С. 7 – 54.
  4.  Кислякова, Ю.Н. Формирование социально-бытовой компетенции младших школьников с интеллектуальной недостаточностью / Ю.Н. Кислякова // Адукацыя і выхаванне. – 2008. - №6. – с.61-68.
  5. Ковалец, И.В. Социально-эмоциональное развитие / Ю.Н. Кислякова, И.В. Ковалец // Программа для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью». – Минск: Народная асвета, 2007. – С. 163 – 182.
  6. Коноплева, А. Н. Вопросы трансформации содержания специального образования в контексте компетентностного подхода / А. Н. Коноплева, Т.Л. Лещинская, Т. В. Лисовская // Спецыяльная адукацыя. – 2009. − № 3. − С. 3–9.
  7.  Коноплева, А.Н. Стандартизация специального образования на компетентностной основе /А.Н.Коноплева, Т.Л.Лещинская, Т.В.Лисовская //Веснiк адукацыi.– 2009.–№6.–С.12-18.
Категория: Мои статьи | Добавил: admin_chehov_internat (18.02.2016)
Просмотров: 505 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: