Вторник, 07.05.2024, 23:09




  Чеховщинская
вспомогательная
школа-интернат
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Архив записей

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

областной семинар - практикум 7 февраля 2013 года


        

Коррекционная направленность процесса обучения и воспитания — основной принцип в работе вспомогательной школы. Среди предметов, изучаемых во вспомогательной школе, важное образовательное, воспитательное, практическое и коррекционное значение имеют уроки географии. Однако коррекционные цели преподавания предметов естественно-географического  цикла могут быть достигнуты только при условии соблюдения специальных требований к этим урокам.

География призвана не только описывать объекты и явления природы, но и разъяснять  различные (в первую очередь причинно-следственные) связи и отношения между ними. Изучение географии предполагает активное функционирование таких важнейших психических процессов, как воображение, речь, память.

 Используются специальные приемы работы, направленные на коррекцию недостатков и дальнейшее развитие этих процессов: составление характеристик изучаемых объектов и местностей, условные «путешествия» по карте, заполнение таблиц, схем, контурных карт, упражнения на воспроизведение информации в фрагментарно-выборочной и целостной формах и т. п.

Формирование у учащихся с интеллектуальной недостаточностью мотивации учебной деятельности обеспечивается традиционными для коррекционной работы способами:

- созданием занимательных ситуаций, посредством использования игр игровых моментов;

- использованием красочных, внешне привлекательных наглядных пособий;

- обеспечением практического применения формируемых знаний и умений, что позволяет достичь понимания, для чего необходимо овладение учебным материалом

- поощрением достижений.

 

Особое значение для решения коррекционно-развивающих задач на уроках географии имеет работа по развитию логического мышления.

Постепенный переход от конкретно-образной и натуральной наглядности к символическим пособиям (схемы, карты, глобус) развивает абстрактное мышление; формирование у учащихся географических понятий и связей между ними, решение географических задач требует активной умственной деятельности школьника. Как один из видов познавательных операций широко используются сравнения. Это дает возможность учителю исправлять недостатки, типичные для детей с интеллектуальной недостаточностью, и специально формировать умение сопоставлять географические объекты и явления.

Известно, что один из основных недостатков мышления у детей с интеллектуальной недостаточностью — недоразвитие операции обобщения. На уроках географии при изучении сведений о конкретных однородных географических объектах и явлениях следует подводить учащихся к определенным обобщенным знаниям в виде понятий и закономерностей. Например, при изучении отдельных природных зон нужно выявить особенности растительного мира каждой из них и подвести учеников к обобщенному выводу о том, что эти особенности зависят от климатических условий. Такой индуктивный путь изучения географических сведений, подсказанный самой логикой курса, способствует коррекции и развитию умений обобщать.

Все воспитательные, образовательные и коррекционные задачи курса географии решаются во взаимосвязи в процессе овладения учениками системой географических представлений и понятий, умениями и навыками.

Решающую роль в формировании географических представлений играет использование разнообразного наглядного материала. Как бы красочно и ярко ни рассказывал учитель о незнакомом детям объекте или явлении, если учащиеся не воспримут его в натуре или в изображении, правильное представление не сформируется.

 

Из различных видов наглядного материала предпочтение отдается естественной наглядности. Именно она обеспечивает наиболее полное и многогранное знакомство учеников с объектом изучения

Важнейшим средством формирования у школьников четких и богатых географических представлений оказывается правильно организованная предметно-практическая деятельность учащихся вспомогательной школы.

Итак, только при единстве использования наглядных, словесных и практических методов преподавания географии можно сформировать правильные и четкие географические представления, а это — основа для решения более сложной коррекционной и образовательной задачи формирования географических понятий.

 

Как видно из диаграммы, что при преимущественно словесных методах обучения учащиеся вспомогательной школы усваивают до «22% новых сведений, при совместном использовании слова и наглядности дети усваивают до 40%; полученной информации и только при сопряженном использовании слова, наглядности и практической деятельности ученики вспомогательной школы усваивают 70% знаний.

Поэтому свои уроки географии составляю так, чтобы они носили наглядно-практический характер.

Знание географической  карты (даже на элементарном уровне) формируется у учащихся с интеллектуальной недостаточностью со значительными сложностями. Так, они с трудом усваивают условные обозначения картографических пособий. К тому же ученики допускают многочисленные ошибки при расшифровке условных цветов географической карты. 

 Поэтому в своей практике ограничиваю  число карт употребляемых на уроках географии во вспомогательной школе. Прежде всего, рекомендую применять физическую карту полушарий, карту природных зон мира и политическую карту мира.

Упражняя детей в чтении карты по условным цветам, постоянно использую на занятиях глобус, которые даёт возможности перейти к правильному представлению  о форме земной поверхности. При начальном ознакомлении условных цветов и условных обозначений физической карты связываю условные краски карты с тем, что под ними подразумевается. Прочное усвоение условных цветов карты требует их многократного повторения учениками. Вопросы не должны быть однообразными – они быстро надоедают ученикам.

Закреплению условных цветов и знаков карты помогают путешествия по карте. Ученикам предлагаю рассказать, по какой местности они будут проезжать, выехав из большого города к морю, расположенному на востоке, на юге или на западе. Вызванные ученики называют места, через которые проезжают: низменности, горы, реки, озера и т.д.

График показывает, что не все ученики с интеллектуальной недостаточностью могут быстро разобраться в условных цветах карты. Разного   рода практические работы (путешествия, работа с контурными картами, постоянное определение на карте, на местности основных и промежуточных направлений, связь зрительных образов пейзажей с окраской на карте) помогут в дальнейшем учащимся усвоить этот материал. Важно помнить о том, что ученики должны не механически заучивать цвета и названия, а сознательно читать условные обозначения карты.

Любая работа с картой включает упражнения в ориентировании. Прежде чем  ознакомить детей с основными направлениями сторон горизонта на карте, приобщаю учащихся определять их на глобусе. При выполнении заданий в ориентировке стремлюсь, чтобы дети говорили не «направо», «налево», «выше», «ниже», а называли направления сторон горизонта: к северу, к югу, на восток, на запад.

Для закрепления знаний карты учащиеся постоянно работают с контурными картами. Это развивает у детей зрительную память и моторику. Работа с контурными картами проводится на протяжении всего курса изучения географии.

При организации самостоятельной деятельности учащихся  на уроках географии неоценимую помощь оказывают рабочие тетради по географии под редакцией Ларисы Михайловны Сахар. Для каждого урока соответствуют практические задания в виде вопросов, тестов, таблиц, схем,  диаграмм, ребусов, кроссвордов, рисунков и т.д., что повышает интерес у учащихся к предмету и вырабатывает самостоятельность у школьников.

Правильно организованная работа на уроках географии  способствует реализации в преподавании предмета таких важнейших дидактических принципов, как научность, сознательность и прочность усвоения знаний, формирует у учеников определенную систему географических знаний, приучает их рассуждать, доказывать, делать «открытия», что является главным в системе коррекционно-развивающего обучения.

Категория: Мои статьи | Добавил: admin_chehov_internat (17.02.2013)
Просмотров: 1020 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: