Исследования
временных представлений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью показали,
что такие представления у данной категории детей формируются значительно позже,
чем у нормальных школьников, и качественно отличаются от временных
представлений нормальных детей.
Восприятие
детьми тягучести, текучести времени, его необратимости и периодичности весьма
затруднено из-за отсутствия наглядных форм. Они не могут представить того, что
время течет не останавливаясь и его течение необратимо. Некоторые из учеников
считают, что часы ночью останавливаются, так как все спят.
Ученики заучивают названия времен года, их последовательность,
изменения в природе и погоде, характерные для каждого времени года, однако
применить свои знания не могут.
Временные понятия
трудны для усвоения, так как очень специфичны. Их специфичность объясняется:
1) невозможностью
восприятия времени органами чувств: время нельзя видеть, осязать, тактильно
ощущать;
2) косвенным
измерением времени, т.е. измерением через те изменения, которые происходят за
определенный промежуток времени: расстоянием (пешеход прошел 6 км.за один час),
количеством движений (отхлопали 6 раз – прошла примерно секунда), движением
стрелок по циферблату часов (передвинутая минутная стрелка от цифры 1 до цифры
2 – прошло 5 мин.) и т.д.;
3) отличными от
закономерностей соотношениями десятичной системы счисления (1ч=60 мин. 1 мин-60
сек);
4) обилием временной терминологии (потом, раньше, теперь, сейчас, до,
после, быстро, медленно и т.д.) и относительностью ее употребления («То, что
вчера было завтра, завтра будет вчера).
С. Л.
Рубинштейн пишет: «Хотя временные представления обычно развиваются у детей
относительно поздно (особенно не уделяют достаточного внимания их выработке),
не следует преувеличивать их недоступности»
Итак, поскольку вполне
возможно сформировать у детей с умеренной и тяжелой формой
интеллектуальной недостаточности некоторые умения, регулировать свою
деятельность во времени, необходимо развивать у них «чувство времени», для чего
сенсорный опыт длительности некоторых временных отрезков связать с учетом
времени при помощи слова и практической деятельностью самих учащихся,
соответствующей данному отрезку времени.
Наряду с развитием
«чувства времени» необходимо формировать у детей представления о текучести, необратимости
и периодичности времени, давая представления об отрезках суток (утро, день,
вечер, ночь), о днях недели как отражении смены суток, о временах года, их
последовательности и сменяемости.
Весь процесс формирования временных представлений у детей с
нарушением интеллекта проводится с учетом следующих требований:
1.необходимо формировать временные представления на базе
детских наблюдений, опыта, практики. Связывать каждый факт, явление, события со
временем, в которое оно протекает.
2.знакомить учащихся (до изучения единиц измерения времени
и их соотношений) с помощью бесед, игр с отношениями времени, сутки больше, чем
день или ночь, сутки меньше недели, год больше месяца, час больше минуты и т.
д.
3. показывать продолжительность единиц времени, возможное
конкретное их содержание с тем, чтобы ученик ощутил длительность этого
промежутка времени в различных условиях, постиг путем опыта, что можно сделать
за ту или иную единицу времени.
4. формировать, как можно раньше, правильные представления
о длительности событий, явлений, которые учащиеся постоянно наблюдают или в
которых участвуют (например, режимных моментов, урока, перемены и т. д.).
Учащиеся должны накапливать опыт в определении длительности промежутка времени,
необходимого для выполнения той или иной работы, подмечать зависимость между
количеством продукции и затраченным на ее изготовление временем, отчетливо
выделять связи и отношения между явлениями и событиями, давать им четкое
словесное описание.
5.проводить работу по формированию временных представлений
и понятий на других учебных предметах и
во внеурочное время.
6.проводить работу по развитию временных представлений
систематически независимо от темы урока, затрачивая по 5-10 минут урока.
Весь
процесс формирования временных представлений у детей с нарушением интеллекта
проводится по следующим этапам (Гаврилушкина О.П., Стребелева Е. А. и другие):
·
по подражанию действиям взрослого
·
по образцу действия взрослого
·
по словесной инструкции взрослого
ориентироваться во времени и умение
регулировать свою деятельность во времени.
Программа по предмету «Элементы
арифметики» определяет содержание обучения детей с умеренной и тяжелой формой
интеллектуальной недостаточности и предназначена для использования как в
классах 2-го отделения вспомогательной школы, так и классах центров
коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
Содержание разделов учебной
программы «Ориентировка во времени» по
предмету «Элементы арифметики» представлено в таблице.
Таблица 1. Раздел учебной программы «Ориентировка во
времени» по предмету «Элементы арифметики».
Класс
|
Содержание программы
|
3
|
Время суток день-ночь
|
4
|
Время года зима-лето
|
5
|
Время суток - утро, время года – весна
|
6
|
Время суток – вечер, время года – осень
|
7
|
Последовательность времен года (зима, весна, лето,
осень), изменение в природе в течение года, время суток (утро, день, вечер,
ночь), вчера- сегодня –завтра; медленно – быстро, медленнее-быстрее
(понимание терминов, определяющих скорость движения, оценка характера
движения объектов в результате выполнения движения по действиям учащихся и по
рисункам)
|
8
|
Последовательность времен года (зима, весна, лето,
осень), изменение в природе в течение года, время суток (утро, день, вечер,
ночь), вчера- сегодня –завтра; медленно – быстро, медленнее-быстрее
(понимание терминов, определяющих скорость движения, оценка характера
движения объектов в результате выполнения движения по действиям учащихся и по
рисункам)
|
9
|
Последовательность времен года (зима, весна, лето,
осень), изменение в природе в течение года, время суток (утро, день, вечер,
ночь), вчера- сегодня –завтра; рано – поздно; давно – недавно; дни недели:
первый – понедельник, второй – вторник (названия в речи учителя) и т.д.4
работа с отрывным календарем; праздники: Новый год – зимой, 8 марта – весной,
мой день рождения, когда тепло (холодно) медленно – быстро,
медленнее-быстрее.
|
Учебный материал программы ориентирован не только на выполнение учебных
задач, сколько на достижения того уровня
умений, которые необходимы детям для успешной социальной адаптации.
Поэтому программа построена с учетом индивидуального подхода к обучению
учащихся. Программный материал может изучаться не один год, в зависимости от
индивидуальных возможностей учеников.
Однако,
несмотря на положительные стороны программы, мы считаем, что некоторые темы
учебного материала по формированию временных представлений: части суток и
времена года,- не имеют системы и противоречит вышеперечисленным особенностям
усвоения учебного материала учащимися с умеренной и тяжелой формой
интеллектуальной недостаточности:
Во-первых, необходимо формировать
временные представления на базе детских наблюдений, опыта, практики. Связывать
каждый факт, явление, события со временем, в которое оно протекает (изучая
какую-либо часть суток или время года, мы не можем не наблюдать в повседневной
жизни и не беседовать о других частях
суток или временах года). В данной программе мы видим, что формирование
представлений о частях суток и временах года не последовательны, невозможно связать каждый факт, явление,
события в жизни ребенка со временем, в которое оно протекает.
Во-вторых, в разделе программы на
четвертом году обучения отсутствует тема о частях суток, хотя на третьем году обучения уже вводится понятия:
день-ночь.
В-третьих, у детей с умеренной и тяжелой
формой интеллектуальной недостаточности наблюдается стереотипность в усвоении
знаний. Уже сформированные знания, представления, дети будут применять и к
последующим отрезкам временных представлений. Например, сначала формируются
представления о частях суток день-ночь, а затем (как мы видим из содержания
программы, только через год!)– утро, поэтому детей очень сложно будет
переучить, что когда светло, это не только день, но и есть другая светлая часть
суток – утро. То же можно сказать и по содержанию тем о временах года.
В-четвертых, в соответствии с
дидактическим принципом преемственности должна существовать межпредметная
связь. По предмету «Социальная адаптация» в 4-м классе по программе введен раздел
«Сезонные изменения в природе» по темам:
времена года, особенности каждого времени года, наблюдения за природой и
погодой в разные времена года, участие в работе взрослых по уборке снега,
сгребанию осенней листвы, рыхлению вскопанной грядки, посев семян, участие в
уборке урожая на пришкольном участке.
Вывод:
необходимо внести корректировки содержания раздела программы «Ориентировка во
времени» по предмету «Элементы арифметики».
Предлагаем
следующие этапы формирования временных
представлений о частях суток и временах года:
I.
Наглядно-действенный. ( 3-4-й годы
обучения) Цель: Формировать правильные представления о длительности событий,
явлений, которые учащиеся постоянно наблюдают или в которых участвуют
(например, режимных моментов, урока, перемены, наблюдения за наиболее яркими
изменениями в природе и деятельностью взрослых в данное время года).
Содержание:
знакомство с частями
суток (утро, день, вечер, ночь), с
временами года (осень, зима, весна, лето) из наблюдений, экскурсий. На данном
этапе не используются иллюстрационный материал.
II. Наглядно-образный. (5-й,
6-й годы обучения). Цель: соотносить практические наблюдения о частях суток (утро, день, вечер, ночь), временах года
(осень, зима, весна, лето), изменений в природе в процессе наблюдений,
экскурсий, бесед с наглядным иллюстрационным материалом.
Содержание:
последовательность
времен года (зима, весна, лето, осень), изменение в природе в течение года,
время суток (утро, день, вечер, ночь),
На данном этапе используются пособия: «Суточные
часы», «Суточный домик", соответствующий данным отрезкам времени
иллюстрационный материал.
III.
Словесно -- образный. (7-й,8-й, 9-й годы обучения). Цель: по словесной
инструкции взрослого и с помощью наглядных пособий ориентироваться во времени и умение регулировать свою деятельность во
времени7.
Содержание:
7-й год обучения. Последовательность времен года (зима,
весна, лето, осень), изменение в природе в течение года, время суток (утро,
день, вечер, ночь), вчера - сегодня – завтра; медленно – быстро,
медленнее-быстрее (понимание терминов, определяющих скорость движения, оценка
характера движения объектов в результате выполнения движения по действиям
учащихся и по рисункам).
8-год обучения. Последовательность времен года (зима,
весна, лето, осень), изменение в природе в течение года, время суток (утро,
день, вечер, ночь), вчера - сегодня – завтра; медленно – быстро,
медленнее-быстрее (понимание терминов, определяющих скорость движения, оценка
характера движения объектов в результате выполнения движения по действиям
учащихся и по рисункам).
9-й год обучения. Последовательность времен года (зима,
весна, лето, осень), изменение в природе в течение года, время суток (утро,
день, вечер, ночь), вчера - сегодня – завтра; рано – поздно; давно – недавно;
дни недели: первый – понедельник, второй – вторник (названия в речи учителя) и
т.д.; работа с отрывным календарем; праздники:Новый год – зимой, 8 марта –
весной, мой день рождения, когда тепло (холодно), медленно – быстро, медленнее-быстрее.
На данном этапе широко используются
загадки, стихотворения по изучаемому материалу.
Именно при
помощи практических приемов: наблюдения, экскурсии, дидактических игр мы можем
намного эффективнее и быстрее достичь поставленных целей. Игра в связи с этим
должна стать основным методом и формой воспитания и обучения детей с умеренной
и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.
Наиболее эффективным путем формирования
знаний о времени является использование в работе с детьми таких специфических методов и приемов работы как
сказкотерапия, холдингтеропия, клоунотерапия, музыкотерапия, игротерапия,
обеспечивающих полноценное усвоение учебного материала.
Дети с умеренной и тяжелой формой интеллектуальной
недостаточности имеют специфические способности умственного развития, что и
является причиной возникающих трудностей при овладении временными
представлениями. Именно предупреждение данных трудностей у данной категории
детей является сейчас актуальной проблемой в коррекционной педагогике.
Литература:
- Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д.
Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников, - М., 1980.
- Программы вспомогательной школы 2-е
отделение. Элементы арифметики I-IХ
классы.- Мн., Институт образования, 2003.
- Рубинштейн, С. Я. Психология
умственно отсталого школьника.- М.,1979.
|