Среда, 08.05.2024, 04:10




  Чеховщинская
вспомогательная
школа-интернат
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Архив записей

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

конкурсная работа

 

  

               Исследования временных представлений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью показали, что такие представления у данной категории детей формируются значительно позже, чем у нормальных школьников, и качественно отличаются от временных представлений нормальных детей.

         Восприятие детьми тягучести, текучести времени, его необратимости и периодичности весьма затруднено из-за отсутствия наглядных форм.            Они не могут представить того, что время течет не останавливаясь и его течение необратимо. Некоторые из учеников считают, что часы ночью останавливаются, так как все спят.

Ученики заучивают названия времен года, их последовательность, изменения в природе и погоде, характерные для каждого времени года, однако применить свои знания не могут.

              Временные понятия трудны для усвоения, так как очень специфичны. Их специфичность объясняется:

            1) невозможностью восприятия времени органами чувств: время нельзя видеть, осязать, тактильно ощущать;

           2) косвенным измерением времени, т.е. измерением через те изменения, которые происходят за определенный промежуток времени: расстоянием (пешеход прошел 6 км.за один час), количеством движений (отхлопали 6 раз – прошла примерно секунда), движением стрелок по циферблату часов (передвинутая минутная стрелка от цифры 1 до цифры 2 – прошло 5 мин.) и т.д.;

           3) отличными от закономерностей соотношениями десятичной системы счисления (1ч=60 мин. 1 мин-60 сек);

4) обилием временной терминологии (потом, раньше, теперь, сейчас, до, после, быстро, медленно и т.д.) и относительностью ее употребления («То, что вчера было завтра, завтра будет вчера).

               С. Л. Рубинштейн пишет: «Хотя временные представления обычно развиваются у детей относительно поздно (особенно не уделяют достаточного внимания их выработке), не следует преувеличивать их недоступности»

         Итак, поскольку вполне возможно сформировать у детей с умеренной и тяжелой формой интеллектуальной  недостаточности  некоторые умения, регулировать свою деятельность во времени, необходимо развивать у них «чувство времени», для чего сенсорный опыт длительности некоторых временных отрезков связать с учетом времени при помощи слова и практической деятельностью самих учащихся, соответствующей данному отрезку времени.

           Наряду с развитием «чувства времени» необходимо формировать у детей представления о текучести, необратимости и периодичности времени, давая представления об отрезках суток (утро, день, вечер, ночь), о днях недели как отражении смены суток, о временах года, их последовательности и сменяемости.

Весь процесс формирования временных представлений у детей с нарушением интеллекта проводится с учетом следующих требований:

1.необходимо формировать временные представления на базе детских наблюдений, опыта, практики. Связывать каждый факт, явление, события со временем, в которое оно протекает.

2.знакомить учащихся (до изучения единиц измерения времени и их соотношений) с помощью бесед, игр с отношениями времени, сутки больше, чем день или ночь, сутки меньше недели, год больше месяца, час больше минуты и т. д.

3. показывать продолжительность единиц времени, возможное конкретное их содержание с тем, чтобы ученик ощутил длительность этого промежутка времени в различных условиях, постиг путем опыта, что можно сделать за ту или иную единицу времени.

4. формировать, как можно раньше, правильные представления о длительности событий, явлений, которые учащиеся постоянно наблюдают или в которых участвуют (например, режимных моментов, урока, перемены и т. д.). Учащиеся должны накапливать опыт в определении длительности промежутка времени, необходимого для выполнения той или иной работы, подмечать зависимость между количеством продукции и затраченным на ее изготовление временем, отчетливо выделять связи и отношения между явлениями и событиями, давать им четкое словесное описание.

5.проводить работу по формированию временных представлений и понятий на других учебных предметах  и во внеурочное время.

6.проводить работу по развитию временных представлений систематически независимо от темы урока, затрачивая по 5-10 минут урока.

            Весь процесс формирования временных представлений у детей с нарушением интеллекта проводится по следующим этапам (Гаврилушкина О.П., Стребелева Е. А. и другие):

·        по подражанию действиям взрослого

·        по образцу действия взрослого

·        по словесной инструкции взрослого ориентироваться во времени  и умение регулировать свою деятельность во времени.

 

Программа по предмету «Элементы арифметики» определяет содержание обучения детей с умеренной и тяжелой формой интеллектуальной недостаточности и предназначена для использования как в классах 2-го отделения вспомогательной школы, так и классах центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

Содержание разделов учебной программы  «Ориентировка во времени» по предмету «Элементы арифметики»  представлено в таблице.

 

Таблица 1. Раздел учебной программы «Ориентировка во времени» по предмету «Элементы арифметики».

Класс

Содержание программы

3

Время суток день-ночь

4

Время года зима-лето

5

Время суток - утро, время года – весна

6

Время суток – вечер, время года – осень

7

Последовательность времен года (зима, весна, лето, осень), изменение в природе в течение года, время суток (утро, день, вечер, ночь), вчера- сегодня –завтра; медленно – быстро, медленнее-быстрее (понимание терминов, определяющих скорость движения, оценка характера движения объектов в результате выполнения движения по действиям учащихся и по рисункам)

8

Последовательность времен года (зима, весна, лето, осень), изменение в природе в течение года, время суток (утро, день, вечер, ночь), вчера- сегодня –завтра; медленно – быстро, медленнее-быстрее (понимание терминов, определяющих скорость движения, оценка характера движения объектов в результате выполнения движения по действиям учащихся и по рисункам)

9

Последовательность времен года (зима, весна, лето, осень), изменение в природе в течение года, время суток (утро, день, вечер, ночь), вчера- сегодня –завтра; рано – поздно; давно – недавно; дни недели: первый – понедельник, второй – вторник (названия в речи учителя) и т.д.4 работа с отрывным календарем; праздники: Новый год – зимой, 8 марта – весной, мой день рождения, когда тепло (холодно) медленно – быстро, медленнее-быстрее.

    Учебный материал программы ориентирован не только на выполнение учебных задач, сколько на достижения того уровня  умений, которые необходимы детям для успешной социальной адаптации. Поэтому программа построена с учетом индивидуального подхода к обучению учащихся. Программный материал может изучаться не один год, в зависимости от индивидуальных возможностей учеников.

 Однако, несмотря на положительные стороны программы, мы считаем, что некоторые темы учебного материала по формированию временных представлений: части суток и времена года,- не имеют системы и противоречит вышеперечисленным особенностям усвоения учебного материала учащимися с умеренной и тяжелой формой интеллектуальной недостаточности:

Во-первых, необходимо формировать временные представления на базе детских наблюдений, опыта, практики. Связывать каждый факт, явление, события со временем, в которое оно протекает (изучая какую-либо часть суток или время года, мы не можем не наблюдать в повседневной жизни и не беседовать о других  частях суток или временах года). В данной программе мы видим, что формирование представлений о частях суток и временах года не последовательны,  невозможно связать каждый факт, явление, события в жизни ребенка со временем, в которое оно протекает.

Во-вторых, в разделе программы на четвертом году обучения отсутствует тема о частях суток, хотя  на третьем году обучения уже вводится понятия: день-ночь.

В-третьих, у детей с умеренной и тяжелой формой интеллектуальной недостаточности наблюдается стереотипность в усвоении знаний. Уже сформированные знания, представления, дети будут применять и к последующим отрезкам временных представлений. Например, сначала формируются представления о частях суток день-ночь, а затем (как мы видим из содержания программы, только через год!)– утро, поэтому детей очень сложно будет переучить, что когда светло, это не только день, но и есть другая светлая часть суток – утро. То же можно сказать и по содержанию тем о временах года. 

В-четвертых, в соответствии с дидактическим принципом преемственности должна существовать межпредметная связь. По предмету «Социальная адаптация» в 4-м классе по программе введен раздел «Сезонные изменения в природе» по  темам: времена года, особенности каждого времени года, наблюдения за природой и погодой в разные времена года, участие в работе взрослых по уборке снега, сгребанию осенней листвы, рыхлению вскопанной грядки, посев семян, участие в уборке урожая на пришкольном участке.

         Вывод: необходимо внести корректировки содержания раздела программы «Ориентировка во времени» по предмету «Элементы арифметики».

         Предлагаем следующие этапы формирования  временных представлений о частях суток и временах года:

I. Наглядно-действенный.  ( 3-4-й годы обучения) Цель: Формировать правильные представления о длительности событий, явлений, которые учащиеся постоянно наблюдают или в которых участвуют (например, режимных моментов, урока, перемены, наблюдения за наиболее яркими изменениями в природе и деятельностью взрослых в данное время года). Содержание:

 знакомство с частями суток  (утро, день, вечер, ночь), с временами года (осень, зима, весна, лето) из наблюдений, экскурсий. На данном этапе не используются иллюстрационный материал.

II. Наглядно-образный. (5-й, 6-й годы обучения). Цель: соотносить практические наблюдения  о частях суток  (утро, день, вечер, ночь), временах года (осень, зима, весна, лето), изменений в природе в процессе наблюдений, экскурсий, бесед с наглядным иллюстрационным материалом.

Содержание:

последовательность времен года (зима, весна, лето, осень), изменение в природе в течение года, время суток (утро, день, вечер, ночь),

 На данном этапе используются пособия: «Суточные часы», «Суточный домик", соответствующий данным отрезкам времени иллюстрационный материал.

III. Словесно -- образный. (7-й,8-й, 9-й годы обучения). Цель: по словесной инструкции взрослого и с помощью наглядных пособий ориентироваться во времени  и умение регулировать свою деятельность во времени7.

 

Содержание:

7-й год обучения. Последовательность времен года (зима, весна, лето, осень), изменение в природе в течение года, время суток (утро, день, вечер, ночь), вчера - сегодня – завтра; медленно – быстро, медленнее-быстрее (понимание терминов, определяющих скорость движения, оценка характера движения объектов в результате выполнения движения по действиям учащихся и по рисункам).

8-год обучения. Последовательность времен года (зима, весна, лето, осень), изменение в природе в течение года, время суток (утро, день, вечер, ночь), вчера - сегодня – завтра; медленно – быстро, медленнее-быстрее (понимание терминов, определяющих скорость движения, оценка характера движения объектов в результате выполнения движения по действиям учащихся и по рисункам).

9-й год обучения. Последовательность времен года (зима, весна, лето, осень), изменение в природе в течение года, время суток (утро, день, вечер, ночь), вчера - сегодня – завтра; рано – поздно; давно – недавно; дни недели: первый – понедельник, второй – вторник (названия в речи учителя) и т.д.; работа с отрывным календарем; праздники:Новый год – зимой, 8 марта – весной, мой день рождения, когда тепло (холодно),  медленно – быстро,  медленнее-быстрее.

        На данном этапе широко используются загадки, стихотворения по изучаемому материалу.

          Именно при помощи практических приемов: наблюдения, экскурсии, дидактических игр мы можем намного эффективнее и быстрее достичь поставленных целей. Игра в связи с этим должна стать основным методом и формой воспитания и обучения детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.

Наиболее эффективным путем формирования знаний о времени является использование в работе с детьми таких специфических методов и приемов работы как сказкотерапия, холдингтеропия, клоунотерапия, музыкотерапия, игротерапия, обеспечивающих полноценное усвоение учебного материала.

Дети с умеренной и тяжелой формой интеллектуальной недостаточности имеют специфические способности умственного развития, что и является причиной возникающих трудностей при овладении временными представлениями. Именно предупреждение данных трудностей у данной категории детей является сейчас актуальной проблемой в коррекционной педагогике.

 

      Литература:

  1. Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников, - М., 1980.
  2. Программы вспомогательной школы 2-е отделение. Элементы арифметики I-IХ классы.- Мн., Институт образования, 2003.
  3. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника.- М.,1979.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: admin_chehov_internat (17.02.2013)
Просмотров: 929 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: