Пятница, 29.03.2024, 03:15




  Чеховщинская
вспомогательная
школа-интернат
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Архив записей

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Формирование экологической культуры у воспитанников школы-интерната

Формирование  экологической культуры

у   воспитанников школы-интерната

 

Авторы

                                  Балюс Дарья, ученица 8 класса

                                         Потапович Андрей, ученик 7 класса

Кунцевич София Ивановна, воспитатель

 

                                             Охранять природу – значит охранять Родину

                                                                           М. М. Пришвин.

Введение

             Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу – задача и  долг взрослых: родителей, педагогов. Сделать это необходимо как можно раньше, уже с первых шагов ребенка по родной земле.   В современных условиях, когда происходит глубочайшее и разностороннее воздействие общества на природную среду, все более возрастающее значение приобретает экологическое образование, обучение, воспитание и развитие подрастающего поколения. В связи с этим возникает необходимость обновления всей системы учебно-воспитательной работы в школе, которая позволила бы воспитать и обучить поколения людей, способных к рациональному природопользованию, гармонизации взаимоотношений с окружающей средой.

   Особенности развития детей с интеллектуальной недостаточностью усложняют процесс их воспитания. Но ребенок, как пишет А.М.Леонтьев, не находится один на один с окружающей средой. Его отношение к окружающей среде   сродни  с отношениями    человека к другим людям, его деятельность всегда включена в отношения  со взрослыми,  которые формируют  его умения и навыки, необходимые для дальнейшей интеграции в общество, участвуют в формировании у воспитанников  активной жизненной позиции и в получении ими адекватных знаний и умений. 

Но, прежде всего ребенок должен быть здоров. А о каком здоровье может идти речь в наше время – время экологических катастроф. Наше поколение  стало свидетелем драматических событий, которые изменили природу отношений человека с окружающей его средой. Мы все воюем с природой, а нам необходимо мирно сосуществовать  с ней, будучи  ее детьми  должны лелеять и любить ее  как родную мать.

Поэтому все проблемы меркнут – остается одна: дать возможность детям выжить, вырасти здоровыми. А это не случится, если мы не научимся экологически грамотно мыслить.

    Воспитанники школы-интерната учатся   воспринимать окружающий мир,    понимать природу, ценить ее значимость в нашей жизни, беречь ее, помогать  в борьбе с варварским отношением к ней.     Современную экологию можно определить как науку о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимосвязи, взаимодействии человека и природы.                                            

  Воспитатели школы-интерната  свою задачу видят  в оказании помощи детям      соприкоснуться  с миром природы, познакомиться с некоторыми процессами, протекающими в природе, сделать выводы о природных закономерностях,   включить их в социально-активную деятельность.

 Воспитателями школы – интерната поставлены цели и задачи, которые должны  привести к положительным результатам в экологическом воспитании детей:         

·         доказать детям, что в природе все взаимосвязано;

·        помочь понять, для чего человек должен знать природные связи и не нарушать их, иначе нарушение связей влечет за собой необратимые последствия для природы и человека;

·        помочь научиться строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков.

Содержание  воспитательной работы по всем  задачам  имеет практическую направленность.

Воспитанники школы-интерната много времени  проводят на улице. Однако наблюдения показывают, что дети не всегда умеют вести себя на природе. Чтобы наши дети научились понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего детства, когда интерес к окружающему миру велик.  Профилактикой нарушений является разъяснительная воспитательная работа, которую мы назвали ликвидация экологической безграмотности.

   Проводились    воспитательные мероприятия:    подвижные игры  «Нават птушкі мову маюць»,  занятие  «Мы – друзья природы», экскурсия –поход  «Изучаем родной край», экологическое занятие «В гостях у Лесовичка», трудовой десант «Очистка берегов р. Барановка», экологическая игра  «Счастливый случай», познавательные мероприятия «Мозаика леса», «Беларусь гасцінная”, «Белы бусел над Белай Руссю»; операции «Чистый лес», «Посади дерево».

  С появлением в лесу ягод и грибов проводились беседы-разъяснения   правил сбора этих даров природы.  Воспитанники делали ограждения    муравейников, объясняя, что муравьиные постройки стоят на одном месте 100 лет и более. (Средняя по величине муравьиная семья уничтожает до 5 млн. вредных насекомых.). Регулярно проводится  уборка на территории школы-интерната,   помня о том, что брошенная бумага разлагается до 2 лет, консервная банка – не менее 70 лет, полиэтиленовый пакет – сотни лет, т.к. нет на Земле бактерии, которые могут его разрушить!

   Одной из распространенных форм внеурочной работы являлась экскурсия.  По  мнению  Е.Г.Речицкой  экскурсия      в        силу  своей  наглядности  и  информативности,   способствует  решению    задач социальной  адаптации  и  интеграции воспитанников с интеллектуальной недостаточностью в общество, подготовке  их  к  самостоятельной  трудовой  деятельности.   В  процессе  экскурсионной  работы  оказывается  воздействие  на  мировоззрение  детей  с   интеллектуальной недостаточностью,  формируются  знания  и  представления  об  окружающей  действительности;  активизируется  речевое  развитие,  разные  виды  восприятия;  развиваются  мыслительные  операции,  социальная,  интеллектуальная,  эмоциональная  активность;  осуществляется  профессиональная  ориентация,  нравственное  воспитание.

  Во время    экскурсионной поездки в Налибокскую пущу  ребята познакомились  с представителями растительного и животного мира  пущи (Приложение №2). 

    Проводились марш-броски на выведение экологической тропы (по обследованию близлежащих территорий вокруг школы-интерната);    отмечали  наиболее часто встречающиеся травы, кустарники, цветы,   муравейники,  разновидности птиц    (экскурсия  «Мы – друзья природы» (см. фото  Приложение 1);  рассказывали об охране птиц и их роли в деле защиты природы, о деревьях и их полезных качествах, о цветах (раннецветущих, луговых, садовых).

  Экологически грамотное, бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности, в частности, обучения.

    Во время воспитательных мероприятий  изучали проблемы воды и воздуха,    “Что у нас под ногами?” (глина, песок, камни и почва), “Кто в доме – природы живет?” (растения, животные, лес), “Если ты человек, веди себя по-человечески”.

    На уроках биологии при рассматривании темы  “Человек и природа”  ребята узнавали о  природных взаимосвязях. На их примере  дети   постигали  причинно-следственные связи в окружающем мире.

Поэтому, говоря о воздухе,   изучали  летающих животных, их приспособленность к обитанию в этой среде,     распространение семян ветром и многое другое.

 Когда нам хочется подчеркнуть значение какой-нибудь вещи, мы говорим: “Это нам необходимо как воздух”. И действительно, человек может прожить без пищи и воды несколько дней, а без воздуха – всего считанные минуты.

Проводились беседы: “Что умеет делать воздух?”, “Почему нужно беречь воду?”;     анкетирование: “Курение и воздух”, “Вода вокруг нас”.

 Педагоги   старались  во время занятий  задействовать все органы чувств детей.  Ребятам предоставлялась  возможность не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже (если это возможно и безопасно!) пробовать на вкус объект исследования. Чувство любви к природе можно воспитать, если  знакомить ученика  с ее тайнами, вместе с ним разгадывать их, показывать ему интересное в жизни растений и животных, учить его наслаждаться природой.

      Задумываясь о значении окружающего нас мира,  подводили воспитанников  к выводу, что главное наше богатство – не последнее достижение технической мысли не благоустроенный быт, а чистый воздух, прозрачная вода, пышная растительность и богатый животный мир, а также ценнейшее достояние – земля.

   Более заинтересованные воспитанники объединились в группу «Зеленые».  Инициаторами были  Балюс Дарья, Патиевский Виктор, Потапович Андрей, Куликовский Артем и другие. Любимым местом отдыха детей является река Барановка.  Вода в речке чистая и  холодная, живописная природа, много интересных растений.   Особенно привлекал ребят «бобрятник».  Ребят поражает  искусство,  с которым бобры строят платины на реке. Возник вопрос: откуда пришли бобры, или это их постоянное место жительства, чем их привлекла речка Барановка?  Мы находимся в поиске ответов на эти вопросы, работу в этом направлении будем продолжать.   А чтобы этот живописный уголок жил и нашим бобрам было  комфортно,  ребята  очищали  берега от веток и мусора (см. фото Приложение 1)

  Нужно помнить о необходимости постоянного контакта  человека  с природой. Известный педагог Ян Амос Коменский писал: “Нужно учить так, чтобы люди, насколько  это  возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, т.е. знали и изучали сами вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах”.

 Природа оставляет глубокий след в душе  человека, воздействуя на все его чувства своей яркостью, многообразием. А  ученики  с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже главного не замечают. А если рядом воспитатель, который учит  не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнавать все больше и больше. Природа воспитывает в детях любознательность. Любовь и интерес детей к природе воспитатель использует для их всестороннего развития.

    Научить детей любить и беречь природу, наслаждаться ее красотой, любить разные места, свою Родину – это и есть главная задача воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

   Формирование экологической культуры воспитанников   является   важнейшей составляющей воспитательной работы в школе-интернате. Участвуя в разнообразных познавательных мероприятиях, ребята получают значительный социальный опыт; каждый ребёнок имеет возможность проявить себя и в качестве организатора, и в качестве исполнителя, продемонстрировать полученные знания, умения и навыки на разном уровне сложности и творческого самовыражения.   Таким образом, при тесном сотрудничестве с различными заинтересованными организациями создаётся единое социокультурное пространство, которое способствует нравственному и гражданскому становлению учащихся.  Другим позитивно воспитывающим элементом  является  расширение возможностей самоорганизации и самодисциплины. Именно реализация свободного выбора самими учащимися способствует формированию среды единомышленников на основе общих интересов и целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Былицкая И.Л., Полякова Н.Г.  Природа и дети /Мн. Ураджай, 1997
  2. Хаткевич О.А.,Минич О.А.  Природа и мы / Мн.: ООО «Красико _Принт», 2004
  3. Травникова В.В.   Биологические экскурсии / СПб.: Паритет,202
  4. Иванова Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе /м.: ЦГЛ, 2003
  5. Интернет-ресурс / http://  ru. wikipedia. оrg.
Категория: Мои статьи | Добавил: admin_chehov_internat (18.02.2016)
Просмотров: 805 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: